Функциональная грамотность
Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Об этом рассказала начальник отдела Московского центра качества образования Елена Камзеева.
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
Электронный банк заданий для оценки ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (переход по ссылке):
Для входа обязательна регистрация на портале РЭШ
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Уроки финансовой грамотности будут проводиться для учеников с 1 по 9 классы. В начальной школе дети смогут получать знания в сфере обращения с деньгами в рамках таких предметов, как математика и окружающий мир. В 5–9 классах элементы финансовой грамотности будут органично включены в программы по обществознанию, математике и географии.
При разработке программ занятий по финансовой грамотности были учтены возрастные особенности обучающихся.
В начальной школе информация будет преподноситься в игровой форме. Планируется сделать упор на формирование навыков безопасного поведения в интернете — в первую очередь при совершении платежей и денежных переводов. Также ребят познакомят с понятиями «доходы» и «расходы», научат анализировать семейный бюджет и составлять личный финансовый план.
В средней школе ученики научатся оценивать риски предпринимательской деятельности, определять недобросовестные финансовые организации, деятельность которых связана с мошенничеством. На уроках математики дети будут заниматься расчетом цен на товары, стоимости товаров, услуг и налогов. Часть уроков географии будет направлена на определение качества жизни и финансового благополучия людей. Учителя также уделят внимание проблеме агрессивной политики банков, объяснят тонкости кредитов и инвестиций, затронут темы страхования и пенсионных выплат.
В рамках повышения финансовой грамотности на уроке технологии "Мой здоровый рацион" девочки 5-7 классов приготовили бутерброды. Составили свой рецепт с учётом витаминов и минералов, рассчитали калорийность приготовленных бутербродов.
В рамках финансовой грамотности проводились "Разговоры о важном". Видео-отзывы размещены в сообществе МКОУ НГО "Лопаевская ООШ" в ВК по ссылкам https://vk.com/wall638890829_301 , https://vk.com/wall638890829_390